Восхождение на пик Фако вулкана Камерун, высшую точку Центральной и Западной Африки, было главной целью нашей зимней экспедиции. Подъем на эту гору входил в обязательную часть нашего мегапроекта «Высшие точки Африки». Кроме того, мы не нашли упоминаний о подъемах на пик Фако восходителей с постсоветского пространства и нам хотелось восполнить этот пробел.
Вулкан Камерун был известен мореходам с давних времен. Его первое известное нам извержение было зафиксировано карфагенским мореходом Ганноном в V веке до нашей эры. Ганнон исследовал западное побережье Африки на предмет возможности основания там колоний.
В 1472 году гору увидели и европейцы. Это были португальские моряки экспедиции Фернандо По, которые искали путь в Индию. А первым из европейцев достиг ее вершины Ричард Бертон. Это было в 1861 году.
Мы вспоминали о Ричарде Бертоне в прошлом году, когда посещали город Харар в Эфиопии. Ведь Ричард Бертон был первым европейцем, посетившим этот запретный для немусульман город. Бертон был выдающимся мастером в области маскировки. Даже эмир Харара на личной встрече не смог распознать в нем англичанина. Эмир, который знал о пророчестве – Харар падет, если в него проникнет хоть один христианин.
До этого Ричард Бертон совершил еще одно фантастическое путешествие. Под видом мусульманина он проник в Мекку и оставил первое подробное описание главной мусульманской святыни. И тогда разоблачение грозило ему неминуемой гибелью.
Склонность к авантюризму была у Бертона в крови. Например, будучи маленькими мальчиками, Бертон с братом Эдвардом увязались со сборщиками трупов в Тур, где тогда свирепствовала эпидемия холеры, и помогали своим новым знакомым в их нелегкой работе. Можно себе представить, какой ужас пережили их родители.
И вот, опять, мы идем по следам этого известного английского путешественника. Приезжаем в небольшой камерунский город Буэа, который был первой столицей немецкой колонии в Камеруне. После извержения 1909 столицу перенесли в более спокойное место – в Дуалу.
На окраине города, у самого подножия горы Камерун, расположен Горный центр (Mount Cameroon Ecotourist Organisation), где можно оформить разрешение на восхождение (10 000 центрально-африканских франка (CFA) в день), взять носильщиков и проводника (12 000 CFA в день). Основная проблема при восхождении – отсутствие на горе воды. Вода есть только в первом лагере, дальше воду надо нести с собой. Мы хотели пройти траверс вершины, так что воды нам нужно было много. Найти носильщиков (8 000 CFA в день) здесь легко – в этом районе живут люди народности «баквери», что переводится – «люди на горе», в общем – это местные горцы, люди, имеющие акклиматизацию и привычные к переноске грузов на большой высоте.
Тропа на вулкан начинается на окраине города Буэа, в районе тюрьмы общего режима, расположенной на так называемых «верхних плантациях» (1100 м). Здесь держат не опасных преступников, получивших небольшой срок. Тюрьма строгого режима находится в центре города. Оттуда сбежать труднее.
Путь подъема пересекает колонию. Преступники не сидят без дела, а трудятся на плантациях. Судя по грядкам, которые мы проходим – выращивают помидоры. К нам заключенные относятся доброжелательно и весело приветствуют из своих бараков.
Официально носильщики берут по16 кг. веса вещей клиента. Причем, в этот вес приходится включать воду. Совсем немного. Хотя в реальности все было не так строго – рюкзаки перед выходом на маршрут не взвешивали.
Полчаса идем по плантациям и, наконец, попадаем в тропический лес. Тропа до первого лагеря носит название «дорога Гиннесса». Видимо, это название осталось от времен немецкой колонизации. Два с половиной часа поднимаемся по лесной тропинке и выходим к первому лагерю (1865м).
Это два домика, в которых готовят еду и ночуют портеры. Готовят они на дровах. Рядом с домиками табличка, напоминающая, что мы находимся в национальном парке. Но мы уже привыкли, что к понятию национальный парк здесь отношение своеобразное.
Не хочется форсировать события и идти сразу до второй хижины, хотя многие делают именно так. Постепенный набор высоты – залог успешной акклиматизации. Да и состояние группы не идеальное. Ирина идет простуженная, с температурой. Уговаривал ее остаться внизу, но она отказалась — другого шанса подняться на вершину у нее не будет.
Расчищенных мест под палатки нет, мы выбираем более-менее ровное место рядом с хижиной и начинаем готовить ужин. Кемпинг газ купить в Камеруне нам не удалось, хотя, в принципе, в Горном клубе можно было поспрашивать – что-то могло остаться от предыдущих туристов. К отсутствию газа мы были готовы — взяли мультигорелку, работающую как на газе, так и на бензине.
Рядом с первым лагерем есть хороший родник. Портеры из него даже пьют, но мы делать это не рискнули. Все же тропики и довольно низко. Спокойней всю воду кипятить.
Домики стоят на поляне, окруженной высокими деревьями. Экзотические цветы, порхающие тропические бабочки, свисающие с деревьев лианы. Настоящая Африка.
В одной из комнат хижины ночевали две местных девушки, что сразу повысило настроение нашей группы поддержки. Весь вечер портеры тусили с девушками у костра, громко распевая какие-то туземные песни, а потом полночи не давали нам спать, пытаясь проникнуть в их комнату. Все это сопровождалось хихиканием девушек и долгими уговорами кавалеров, по очереди пытавшихся добиться успеха.
На следующий день вышли в 9-00. Через десять минут подъема лес резко заканчивается, хотя высота по африканским меркам совсем маленькая – всего2000 м. Возможно, деревья не могут расти выше из-за частых извержений.
На перекус останавливаемся у небольшой хижины, затем продолжаем подъем по травянистому склону до края плато, на котором расположен лагерь два (2850 м) – разрушенная хижина для портеров и много хороших мест для палаток (пришли в 13-30).
К вечеру в лагерь поднимаются четверо молодых европейцев — два парня и две девушки. Испанка, француженка, ирландец и бельгиец. Они работают в Камеруне и ЦАР в международных организациях, а на выходные решили вместе отправиться на вулкан Камерун. Это первые белые, которые встретились нам за последние две недели.
С края плато открывается красивая панорама на долину. Виден город Буэа, какие-то деревни внизу и, кажется, даже океан.
Утром любуемся фантастическим рассветом, быстро собираемся и отправляемся в путь. Нас ждет самый трудный день этого похода.
Николай Носов, Камерун 2014
Фото автора
Другие материалы о походе -