Путешествие по Непалу началось в его столице – Катманду. Это очень колоритный город. Узкие улочки, по которым с трудом, распугивая пешеходов гудками, протискиваются автомобили. Дома, одновременно служащие хозяевам лавочками. Много пешеходов и много мотоциклистов. В шлемах и развевающихся черных накидках от дождя они похожи на назгулов, рыщущих по городу в поисках Фродо.
Вместо светофоров – регулировщики в оранжевой форме, мокнущие под дождем. Видимо, это дешевле, чем установка светофора. И не нужно электричество. А отключение подачи электроэнергии в Непале происходит часто. Что не удивительно – вместо нормальных изоляторов и распределительных коробок – на столбах клубки перепутанных электрических проводов.
Среди уличных регулировщиков часто встречаются девушки. Сразу становится понятно – водители здесь спокойные. Одно слово – буддисты.
Перевели часы (непальское время на 15 минут опережает индийское) и пошли искать забронированный из Москвы отель.
Бронь не помогла. Хотя мы не только забронировали, но и по карточке заранее оплатили номер. Мест в отеле не было, и нас поселили в соседнюю гостиницу. Причем, в значительно худшую. Когда мы в 10 вечера вернулись с прогулки, нас даже некому было пускать в здание. Дверь закрыта, а на ресепшене никого нет. Пришлось идти ругаться с портье в первоначально забронированном отеле. Там тоже долго не могли дозвониться до нашего спокойно спящего портье и даже предлагали переночевать на диванчике в холле. Но, в конце концов, разбудить заснувшего на посту в 10 часов вечера служащего все же удалось, и мы попали в свой номер.
Ориентироваться в городе трудно. Даже со спутниковым навигатором. Много узких кривых улочек и непонятно, куда они, в конце концов, выведут.
Много туристических фирм. Все предлагают туры по стране, гидов и носильщиков. Есть и русскоговорящие менеджеры. Русский язык — это перспективно. За время пребывания в Непале мы встретили три группы из Москвы, одну из Питера, одну из Воронежа, одну из Киева и одну русскоговорящую пару из Израиля. Так что многие в Непале осознают важность изучения русского языка.
На обратном пути у нас было больше времени для осмотра города. Теперь столица Непала встретила нас отличной погодой. Приехали утром, бросили вещи в отеле Budda Garden и отправились осматривать главную достопримечательность города –«Храм обезьян», или как правильней будет сказать, если, конечно, получится выговорить – храмовый комплекс Сваямбунатх, расположенный на одноименном холме.
Слово Сваямбунатх означает «создавший себя сам из ничего миллиард лет назад для всех и навсегда». По легенде, холм возник сам по себе из озера, которое находилось в долине Катманду. Ступа Сваямбунатх – визитная карточка Катманду. Она самая древняя в этой долине. Она стоит на высоком 80-ти метровом холме Сваямбу, с которого открывается отличная панорама на город. Чтобы подняться на холм к знаменитой ступе – надо пройти 365 ступенек, которые символизируют число дней в году.
Проходим «январь», «февраль» … Где-то в «декабре» подходим к кассе. Цена для иностранцев по местным меркам солидная – 200 рупий. Видимо кассу поставили так высоко, чтобы уже поднявшиеся туристы не передумали, увидев ценник, и не повернули обратно. А туристов здесь много. Ведь ступа входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Впрочем, за такие деньги туристы получают свои преимущества. Очень удивила надпись на местном туалете – «Только для туристов». Интересно, что же делают в деликатной ситуации остальные?
Сама ступа – белоснежная полусфера, увенчанная золотым конусом и шпилем.
На четырех гранях куба, стоящего на полусфере, изображены глаза Будды, смотрящего на четыре стороны света. Это символизирует то, что он все видит. Считается, что это самое благоприятное с точки зрения астральных сил место в Катманду.Так что произнесенные здесь молитвы имеют в «тридцать миллиардов раз» большую силу.
Другое название – «Обезьяний храм», комплекс получил из-за большого количества живущих здесь диких обезьян. Монахи относятся к ним хорошо и даже периодически подкармливают.
Основание ступы символизирует землю, полусфера - символ воды, шпиль – огонь, а зонт символизирует воздух. Четыре элемента – все как у Люка Бессонна.
Ступу паломники обходят по часовой стрелке, вращая молитвенные барабаны и улучшая свою карму. Вокруг ступы множество маленьких ступ, священных колонн и маленьких храмов. Один из них храм индуистской богини Херати. Туда приходят женщины, которые хотят забеременеть.
В индуизме существует три главных бога: создатель Вселенной Брахма, охранитель жизни Вишну и разрушитель устаревших форм жизни Шива. У богов есть аватары. Это что-то вроде масок под каждое амплуа. Например, сидит человек на форумах в Интернете. На одном форуме он юная девушка, ищущая любви, на другом умудренный опытом старец, на третьем – злобный тролль. А в реале это разные грани характера офисного работника, умирающего от скуки на службе.
Так и в индуизме. Причем главными аватарами бога Вишну является боги Рама, Кришна, Будда и даже Иисус Христос — в христианстве Бог Сын. С Богом Отцом тоже понятно – это Брахма. Непонятно, почему аналогом Святого духа выступает разрушитель Шива.
Короче, маски – аватары разных богов, тоже можно купить в храме в различных сувенирных лавочках.
Богами являются и жены главных богов, а также масса менее значимых персонажей. Причем, в каждом районе могут быть свои местные боги. А всего в индуизме их больше миллиона.
Ступы обычно не имеют внутренних помещений. Но в них при строительстве обязательно закладывают какие-нибудь священные артефакты. Считается, что такие ступы работают как силовое поле Будды. Ну, конечно, если все построено правильно.
Чуть ниже холма с знаменитой ступой находится «Водоем мира». Паломники бросают в него монетки, целясь в какой-то металлический горшок. Такой вот незамысловатый аттракцион. Все с азартом, с болельщиками, комментирующими каждый удачный бросок. Видимо, попадание в горшок приносит удачу. Насчет удачи не знаю, а вот деньги монахам он приносит немалые.
Еще один непонятный ритуал – разведение у ступы огня в каких-то металлических тазиках. Зачем – непонятно. Но, наверное, это очень важно.
Следующий пункт нашей программы изучения Катманду – площадь Дурбар, главная площадь страны. На ней находится королевский дворец и множество дворцов правителей княжеств, вошедших в состав страны. Сейчас во дворце музей. Короля не так давно низложили, так что сейчас Непал – республика.
У входа в музей мы неожиданно выяснили, что вход для туристов на площадь платный. И плата не символическая. Думаю, что платят только организованные туристы, мы даже не поняли, где там собирают деньги. Да и вообще – платить за вход на центральную площадь страны это слишком. Нигде с таким не встречался.
У входа в дворец стоит статуя бога Хануман. Она задрапирована красной материей. На богом – красный зонт. Лицо красное –результат прикосновения к божестве рук паломников, покрытых специальной краской.
Внимание туристов привлекает дворец Кумари Гхар. Ведь если повезет – удастся увидеть живую богиню! Эта маленькая невинная девочка, которая не теряла ни капли крови, считается живым воплощением богини Таледжу. Ей поклоняется весь Непал.
Отбор очень жесткий – по гороскопам выбирается девочка от трех до пяти лет из касты Шакья народности невари. Она всегда одета в красное, не носит обуви, ведь девочка не касается земли за пределами своего дворца. При необходимости ее носят в золотом паланкине. Она не может работать и учиться – считается, она и так все знает. Все тело богини считаются священным и паломники стараются прикоснуться к ее ногам, надеясь избавиться от проблем и болезней.
После того, как на теле девочки появляется первая кровь – богиня покидает ее тело. И надо проводить поиск новой богини.
Другая колоритная достопримечательность – четырехметровый барельеф бога ужаса, самого разрушительного аватара бога Шиву. Человеческие черепа, кинжал, отрубленная голова. Считалось, что если перед этим божеством человек соврет, то истечет кровью. Поэтому, раньше здесь пытали преступников.
Другие материалы о походе в Непал: