Название «Менн Спринг» хижина получила по названию источника, который обнаружил здесь немец Менн. И источник здесь действительно есть, но очень маленький. Скорее это даже не источник, а небольшая непересыхающая лужа. Впрочем, запас воды у нас есть, не зря же брали с собой носильщиков.
Вечер. Совсем темно. Всего мы в этот день прошли16 километров. Хотя из них12 километровпришлось на спуск, но все равно очень устали.
Около хижины, больше напоминающей шалаш, ставим свои палатки и ужинаем. Для этого вечера Владимир Николаевич припас водки и сала. И то, и другое пошло отлично.
Присоединяемся к празднику – носильщики отмечают успешное восхождение песнями и местными танцами. Выясняется, что у двух молодых портеров это первый поход. Носильщики проводят церемонию посвящения новобранцев в портеры, которая, по своей сути, не сильно отличается от наших аналогичных церемоний. Например, посвящения в студенты на дне первокурсника.
Старожилы начертили на земле круг диаметром в два с половиной метра, накидали в него веток и посадили испытуемых, которые должны были терпеливо дожидаться своей участи, пока «старики» готовили ужин. Потом портеры встали вдоль круга и испытание началось. Они по очереди отбивали какой-то ритм, а испытуемые должны были танцевать соответствующий танец. Скорее всего, танцы были связаны с определенными птицами или животными. На это указывали воткнутые по-разному в их костюмы веточки, символизирующие то ли крылья, то ли шерсть. При этом новички должны были выполнять все приказания старожилов и не имели права покидать круг, пока их не отпустят.
Утром встали в 6-30, сварили манную кашу и в 7-30 вышли на маршрут. Идти еще довольно далеко –12 километров. Зато почти все-время вниз.
Два часа шли по саванне, любуясь красивым острым конусом вершины Малый Камерун. Для восхождения на него нужно специальное разрешение, которое непросто получить. По дороге пересекли лавовый поток 1999 года.
Наш проводник Хеоп, которого мы, ошибаясь, часто называем Хеопсом, рассказывает нам об этом извержении, которое отлично помнит.
Хеоп много раз поднимался на вулкан. Он гордится тем, что первым дошел от вершины прямо до океана и залез в воду. Купание в морской воде тоже входит в наши планы. Привычка юности – сначала поход по Кавказу, потом купание в Черном море.
Спустившись до высоты 2000 метров, попали в тропический лес. Дорога красивая и довольно плавная. Рискнули попробовать найденные в джунглях экзотические красные плоды афро-момо, которые, по утверждению Хеопа. Сердцевина пахнет ацетоном, но действительно, вкус плода очень оригинальный и освежающий.
В 14-30 вышли к деревне Бокваонго и сразу направились в местный магазин. Народ истосковался по пиву. Кроме дешевого пива в деревенской лавке продают еще и дешевое виски в маленьких полиэтиленовых пакетах. Никогда не видел, чтобы в такой таре продавали алкоголь.
Хеоп сказал, что после восхождения совершенно необходимо провести ритуал принесения жертвы духу горы. Он взял бутылку пива, взболтал, приговаривая какие-то заклинания, потом открыл и вылил часть пены на склон горы.
Стал понятен сакральный смысл жертвы. Вспомнилось, что в королевстве Бафут принцы, во время инициации, пьют из чашки первого короля, что устанавливает связь с их далеким предком. И это очень важно. Ведь из-за оплошности немецкого путешественника, без разрешения выпившего из чашки после короля Бафута, даже началась война. А теперь получается, что первым из нашей бутылки выпил дух горы!
После этого Хеоп отпил из горла и передал пиво мне. Все носильщики и участники восхождения по очереди отхлебывали из горла и передавали бутылку по кругу дальше, связывая нас друг с другом и с могучим хозяином этих мест, образуя некое «братство кольца».
Судя по тому, что новое извержение не началось, наше совместное распитие алкоголя с духом горы прошли успешно.
Николай Носов, Камерун 2014
Фото автора
Другие материалы о походе -