Украинские предки, князь Трубецкой и вопросы реституции

Крест на кладбище села Шестерня

Продолжаю восстанавливать историю своих предков по материнской линии, имевших фамилию Демьянок. Однофамильцы были важными персонами из русского московского мещанства в XVII-XVIII веках, имевших почтенную царскую привилегию. Изначальные упоминания фамилии можно увидеть в перечне переписи Всея Руси в пору правления Иоанна Грозного. У великого князя существовал особый реестр привилегированных и лучших фамилий, которые давались придворным в случае особого расположения или награды.

Фамилия редкая. До времен Ивана Васильевича родословную провести не удалось, но с помощи изданных после смерти мемуаров польского поэта Станислава Мисаковского, которого в детстве называли Владимир Демьянок, смог восстановить родословную до участника Крымской войны, улана, старшего вахмистра Онисима и его старшего сына Феофана. Продираясь через текст на польском языке, продолжил изучать перипетии их судеб.

Нововознесенский крест

В 1880 году семья моего прапрадеда волостного писаря Феофана Онисимовича переехала в село Костромка. Через год на село обрушилось страшное наводнение, уничтожившее хозяйство. Пришлось возвращаться в родовое поместье в село Шестерня. Там в принадлежавшем когда-то деду доме и вырос мой прадед — Феофан Феофанович Демьянок. Хозяйство было большое, но интересы семьи не ограничивались домом, при поддержке отца в центре села была построена большая школа.

В 1890 году семья Феофана перебралась в новое село – Нововознесенское, где благодаря их усилиям появился хор, музыкальный и театральный коллектив. В Новознесенском Феофан Феофанович и похоронил своих родителей.

Во время революции 1917 года кто-то разбил каменный крест на могиле, быть может кто-то, кто благодаря им получил в деревне образование. Впрочем, с людской неблагодарностью Феофан Феофанович столкнулся еще раньше, во время революционных событий 1905 года. Сначала все приходили к нему, поддерживающему аграрную реформу, за разъяснениями,  высказывали поддержку, но когда наступила реакция, ополчились против самого грамотного человека в деревне. «Распни его! – кричала толпа Пилату, когда он посадил Христа. Повесить его (Феофана Феофановича), а вместе с ним его друзей, учителей местной школы! – кричали сослуживцы. До трагической расправы дело не дошло, но боль осталась», — писал Феофан Феофанович в своем дневнике.

Карта Херсонской губернии 1871 г.

Карта Херсонской губернии 1871 г.

Кроме старшего сына Феофана, в семье были еще сыновья Александр, Тихон и Георгий и две дочери – Евдокия и Елена. Когда семья осиротела бремя воспитания детей легло на старшего. Он был вынужден следить за работами в поле, заниматься хозяйством. Пришлось прервать учебу. Впрочем, тяга к знаниям осталось и юноша занялся самообразованием.  Находя время для чтения, решения математических задач, изучения истории, искусства, литературы. Не пренебрегал такими науками, как медицина, ветеринария, фармакология. Развивал свои музыкальные способности, играя на скрипке.

Упрямство и стойкость помогли в преодолении трудностей,  укрепивших характер будущего мужчины. Феофан Феофанович стал человеком жестким, грубым, требовательным к себя и другим, при этом честным и справедливым.

Подняв братьев и сестер, Феофан решил вернуться к обучению. Хотел стать священником, подал заявление в духовную семинарию, хорошо сдал экзамены, но его все равно не приняли. Это было несправедливо,  но он не отрекся от веры. Читал Библию, в большие праздники бывал в церкви. При этом считал, что наука для человека может сделать больше, чем слепая вера, проповедуемая духовенством.

Богатая жена

Деревени Качаровка и Дудчина в окрестностях Бериславля

Деревени Качаровка и Дудчина в окрестностях Бериславля

Феофан Феофанович Демьянок женился поздно – в 32 года. Его жена и моя прабабушка Анастасия Васильевна Новак, молдаванка по происхождению, принадлежала к богатой семье. Она появилась на свет в 1884 году в городе Аккерман (ныне Белгород-Днестровский).  Ее родители имели тринадцать детей, пятеро из которых умерли при родах или в детском возрасте. Среди оставшихся было четверо сыновей: Сергий, Игнат, Виктор и Иван и четыре дочери: Евфросия, Фаня, Катя и сама Анастасия.

Отец семейства, Василий Константинович Новак был управляющим у князя Трубецкого. Много работал, купил землю и вместе со своим тестем Островским поселился на хуторе «Глубокий колодец», который стал его собственностью. Семье принадлежали лучшие земли в окрестностях деревень Качаровка и Дудчина  Херсонской губернии.

Дела шли хорошо, к 1917 году семья имела уже около восьмисот десятин земли, несколько сотен коров, лошадей, овец, не считая мелкий домашний скот и птицу. Василий Константинович принадлежал к людям жизнерадостным, никогда не отказывался помогать нуждающимся. Несмотря на использование наемной силы, сам работал от рассвета до ночи. Жил скромно, любимым блюдом, постоянно бывшим на столе, была мамалыга и топленое сало со шкварками.

В казацком имении князя П. Н. Трубецкого был большой конный завод и многочисленные виноградники, урожай с которых служил сырьем для великолепных вин, изготавливаемых по рецептам князя. Виноградники были заложены в 1896 году по совету князя Льва Сергеевича Голицына, а уже через несколько лет вина из Казацкого получили ряд отечественных и международных призов. Шато князя Трубецкого — единственное из сохранившихся исторических винодельческих поместий Украины, место проведения популярных дегустационных туров. По воспоминаниям моей матери – виноградники были и на хуторе управляющего поместьем князя, ее прадеда – Василия Константиновича.

Дворец князя Трубецкого в селе Казачьем Бериславского района Херсонской области

Дворец князя Трубецкого в селе Казачьем Бериславского района Херсонской области

Глава семейства Василий Константинович умер в возрасте шестидесяти лет в результате ошибочно проведенной операции. Его жена, Александра Николаевна Новак (урожденная Островская), родившаяся в Кишиневе, была женщиной рослой, здоровой и мудрой. После смерти мужа сама справлялась с огромным хозяйством. Несмотря на высокую загруженность находила время для шумных приемов. Любила гостей, была общительной, веселой, внешне беззаботной.

Сын Иван стал врачом – работал в Крыму в Ялте. Виктор окончил Военно-Медицинскую школу, получив специальность фельдшера. В армию не пошел, остался штатским. Остальные сыновья после школы
остались при родителях, работая на хозяйстве.

После революции землю национализировали, имущество вместе со зданиями
и скот конфисковали. Александре Николаевне чудом удалось избежать
репрессий: она уехала с Украины на Кавказ в город Кропоткин, где остановилась у дочери Екатерины, работавшей там учительницей.

Князь Петр Николаевич Трубецкой

Князь Петр Николаевич Трубецкой

… На Украине активно обсуждается закон о реституции, возврате потомкам прежних владельцев незаконно национализированной земли и собственности. Во всяком случае, его принятие нужно для интеграции с ЕС. Интересно, распространится ли он на времена революции и граждан России.

Другие воспоминания:

Истоки: уланы, казаки и священники
Война. Сражения за Кузьминское
Дети и война
Эвакуация, детдом и плантации опиумного мака
Иммунитет
Три сестры – учёба и любовь
Чётки памяти
Каннибализм, басмачи и опасная Чечня
Катастрофа под Харьковом. Плен. Холокост
Мой Арбат
В мире голубого сияния
Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress