Дире-Дауа очень выросла за те три года, пока я ее не видел, особенно ее европейская часть. Я помню- время, когда в ней было всего две улицы, теперь их с десяток. Есть сады с цветниками, просторные кафе. Есть даже французский консул
Николай Гумилев «Африканский дневник»
На середине улицы, ведущей к автостанции, в грязной луже лежала огромная свинья. Мы удивились не меньше, чем увидев какое-нибудь экзотичное животное. Ведь это первая свинья, которую мы здесь видим за два похода в Эфиопию! И где, на мусульманском востоке страны!
В общем, эта встреча вполне тянула на важное историческое событие. Павел решительно пересек проезжую часть и начал снимать свинью на мобильный телефон.
Вот тут-то все и началось. Совершенно спокойные до этого момента туземцы, стоявшие около дома напротив, неожиданно пришли в страшное возбуждение, начали громко кричать, размахивать руками и угрожать физической расправой.
- Они хотят, чтобы ты им заплатил, — пояснил я ничего не понимающему Павлу.
- Но я их не фотографировал. Я только сделал снимок свиньи!
- Но это свинья хозяина этого дома. Его собственность. Он делал вложения в ее рост, «раскручивал» ее как местную достопримечательность и теперь хочет получить дивиденды со своих инвестиций. Пора сматываться, а то вызовут полицию, отправят в суд. Много ли у тебя будет шансов? Вспомни, что писал о суде в Дире-Дауа Николай Гумилев -
Судиться в Абиссинии — очень трудная вещь. Обыкновенно выигрывает тот, кто заранее сделает лучший подарок судье, а как узнать, сколько дал противник? Дать же слишком много тоже невыгодно. Тем не менее абиссинцы очень любят судиться, и почти каждая ссора кончается традиционным приглашением во имя Менелика (ба Менелик) явиться в суд.
Нам такое развлечение не нужно. Мы прибыли в этот город, основанный в связи с постройкой Эфиопско-Джибутийской железной дороги и ставший теперь крупным транспортным центром, чтобы найти здесь места, связанные с именем русского поэта. А потом оправиться дальше в Харар (Харэр), по пути его абиссинской экспедиции, проведенной здесь сто лет назад.
Весь город разделяется на две части руслом высохшей реки, которая наполняется лишь во время дождя: европейскую ближе к вокзалу и туземную, т. е. просто беспорядочное нагромождение хижин, загородок для скота и редких лавок. В европейской части живут французы и греки. Французы — господа положения: они или служат на железной дороге, где получают хорошее жалование, или содержат лучшие отели и ведут крупную торговлю.
По поводу разделения современного Дире-Дауа на европейскую и туземную часть ничего сказать не могу. Да, дома в районе вокзала лучше. И выглядят как-то по-европейски. Но вот европейцев в городе мы не видели. Местных, похоже, не осталось, а туристам Дире-Дауа не интересен, они используют только местный аэропорт, чтобы потом отправиться в Харар.
Но мы идем по следам Николая Гумилева. Так что, главная цель наших поисков – железнодорожный вокзал, куда поэт прибыл из Джибути. От помощи местных хелперов мы отказались – найдем путь по спутниковому навигатору. И заодно город лучше осмотрим.
Железнодорожный вокзал разительно отличается от своего джибутийского собрата. Да, видно, что он не работает, но и нет следов разрухи. Местные власти поступили очень разумно – они решили сделать из вокзала музей. Он еще не открыт, но уже сейчас можно осмотреть здание, паровозы и пассажирские вагоны.
Проезд во втором классе, где обыкновенно ездят все европейцы, третий класс предназначен исключительно для туземцев, а в первом, который вдвое дороже и нисколько не лучше второго, обыкновенно ездят только члены дипломатических миссий и немногие немецкие снобы, стоил 62 франка с человека, несколько дорого за десять часов пути, но таковы все колониальные железные дороги.
На станции сохранились пассажирские вагоны всех времен работы железной дороги. Купе вагона первого класса – больше похоже на наше СВ. Отдельное купе на двух человек с раскладывающейся кроватью. И даже свой санузел. Второй класс — наше обычное купе. А вот третий — больше похож на вагон электрички. До Дире-Дауа из Джибути ехать не менее десяти часов, все время сидеть на деревянных скамьях не очень удобно. А в третьем классе придется сидеть. Поэт ехал во втором классе и, судя по дневнику, это его совсем не напрягло.
В Харар экспедиция отправилась на мулах. Мы же используем более современный транспорт – маршрутное такси. На автостанции шум и гвалт. Зазывалы выкрикивают пункт назначения машины, а потом трамбуют в нее пассажиров и крепят на крышу их багаж. В маршрутку, рассчитанную на 11 человек, запихнули 22! И это с вещами! Полный контакт с местным населением. И так ехать полтора часа. Хорошо, что мы пропустили одну маршрутку и смогли занять в следующей последний ряд. Ирина даже могла дышать свежим воздухом через окно. И любоваться ущельем, по которому сто лет назад ехал караван Николая Гумилева.
По дороге ехали десятки абиссинцев, проходили данакили, галласские женщины с отвислой голой грудью несли в город вязанки дров и травы. Длинные цепи верблюдов, связанных между собой за морды и хвосты, словно нанизанные на нитку забавные четки, проходя, пугали наших мулов.
Дорога напоминала рай на хороших русских лубках: неестественно зеленая трава, слишком раскидистые ветви деревьев, большие разноцветные птицы и стада коз по откосам гор. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота. Сильный и сладкий запах цветов. И только странно дисгармонируют со всем окружающим черные люди, словно грешники, гуляющие в раю, по какой-нибудь еще не созданной легенде.
Так, вспоминая дневник Николая Гумилева и сравнивая его описания с пейзажем за окном, мы прибыли в Харар.
Николай Носов, Эфиопия, январь 2013
Другие материалы похода в Эфиопию «По следам африканской экспедиции Николая Гумилева» (январь 2013) -
Скальные церкви Тигре
Вулкан Даллол — место где находится Ад
Фотографии с Вулкана Даллол
Геена огненная
Особенности лечения туристов в Африке
Озеро Чамо. Бой с крокодилом
Племя дорзе — секреты местного самогона
Французское Сомали — низшая точка Африки
Джибути — прошлое и настоящее