Мурси — самое известное племя Южной Эфиопии. Женщин, которые уродуют свои нижние губы, вставляя в них диски из обожженной глины, не увидишь больше нигде на планете. Еще в юном возрасте девочкам прорезают нижнюю губу и начинают расширять отверстие, постоянно вставляя в него диски все большего диаметра. Зачем они это делают – непонятно. Непонятно остальным людям, которые выдвигают самые разные гипотезы. Для самих мурси такой вопрос даже не стоит.
- Это же очень красиво! Чем больше вставленный диск – тем привлекательней выглядит девушка и тем больший выкуп можно за нее попросить.
Странно, что остальные не разделяют их представления о женской красоте. Конечно, в использовании диска есть и свои недостатки – такую девушку не поцелуешь. Но поцелуи и так не входят в культурные традиции мурси.
Другой, получивший широкую известность, обычай мурси – бой на палках. Все очень серьезно – к соревнованиям готовятся несколько месяцев. Система кубковая. Задача – сбить соперника с ног, нанести увечье или заставить сдаться. Правил нет – бей куда хочешь. Нельзя только убить соперника. Тогда победителю не только придется заплатить большой штраф семье убитого, но его могут и пожизненно дисквалифицировать - изгнать из племени.
Поездка к мурси начинается с визита в небольшой город Джинка. Здесь туристы берут охрану, ведь мурси считаются самой агрессивной этнической группой долины реки Омо, да, пожалуй, и всей южной Эфиопии. Особенно, когда выпьют. Так что все ездят к ним утром, пока мурси трезвые.
Приезжаешь в деревню, и тебя сразу обступают фотомодели. Все предлагают себя сфотографировать. Мурси давно научились монетизировать интерес белых к экзотике. Каждый из туристов находится под неусыпным взором племени. И снимать бесплатно мурси не дают. Услышав щелчок срабатывания затвора, они тут же, указывают на виновника пальцами и подступают к горлу, с требование отдать «их деньги»! И попробуй не отдать. Будет себе дороже. И цена все время растет. В этом году требовали уже 10 быр за снимок. Это в пять раз дороже, чем в других племенах.
А пользу денег мурси оценили давно. Нужно же на что-то покупать алкоголь, патроны и автоматы Калашникова.
Мы решили использовать успешный опыт съемок племени Хамер и попробовать снять мурси на рынке, который в Джинке проходит каждую неделю по четвергам. К нашему огромному разочарованию на рыночной площади никого не было. Ведь накануне было Рождество. Мурси, несмотря на настойчивые приставания миссионеров, в основном язычники. Но ничего против чужих праздников они не имеют. Видимо, поэтому они и не появились на рынке.
Зато посетили с визитом Музей культуры народностей, населяющих долину нижнего течения реки Омо. Здесь мы осмотрели экспозицию – предметы быта племен, фотографии их представителей, карты, где обозначены зоны их проживания и даже местные научно-популярные фильмы, которые, к сожалению не продавались. Удалось даже поговорить с молодым англичанином, который проходит при музее стажировку.
В целом, пришли к выводу, что стереотипы: женщина мурси – это чернокожая с блюдцем в губе, а мужчина – здоровый негр, единственным предметом одежды которого является автомат Калашникова, не далеки от истины. Хотя чаще всего мужчины все же носят набедренные повязки.
Вообще, отношение к мужской наготе в Эфиопии довольно спокойное. В первый же день, после прибытия в вполне цивилизованный христианский город Мекеле на северо-востоке Эфиопии, мы встретили совершенно обнаженного парня, который лежал днем в центре города на тротуаре и весело приветствовал проходящих мимо. Как нам потом объяснили, скорее всего, это был студент, пережевавший местного наркотика – ката. Кат и так очень популярен в Эфиопии. А у студентов есть и дополнительное оправдание его применения. Жевание ката повышает активность, можно дольше не спать и готовиться к экзаменам. Правда, потом у многих студентов «едет крыша». И не всегда возвращается обратно.
В просмотренном документальном фильме рассказывалось, как у одного мурси убили жену и он отправился мстить за нее. Этакий эфиопский Монте-Кристо. В общем, мы поняли, что связываться с мурси – дело опасное. И туристам охрану навязывают совсем не зря.
Как я понял – убийство в этих краях вещь вполне заурядная. Убивший врага мурси повышает свой авторитет в глазах соплеменников и получает право на награду. Мундиров тут нет, так что награда наносится прямо на тело. Если мурси убивает мужчину, то делается насечка на правой руке. Если женщину – на левой. Когда мест на руках для новых шрамов не остается – насечки начинают делать на ногах. Соответственно на правой – если очередной жертвой был мужчина и левой, если женщина. Никакой дискриминации по признаку пола.
Шрамы, по мнению мурси, тоже украшают человека. И судя по замысловатым отметинам на телах мужчин и женщин – они достигли значительных успехов в искусстве резьбы по телу.
Николай Носов. Эфиопия, январь 2013
Фото автора и Анны Завьяловой
Другие материалы похода в Эфиопию «По следам африканской экспедиции Николая Гумилева» (январь 2013) -