Детство Ксении Демьянок

хата

Моя бабушка Ксения умерла во время войны совсем молодой, в возрасте 34 лет. Матушка плохо ее помнит в силу тогдашнего юного возраста, так что про детские годы Ксении узнал из посмертной книги ее брата Станислава Мисаковского, до конца хранившего тайны своей биографии.

Ксения Феофановна Демьянок родилась в селе Нововознесенское Херсонской губернии в 1910 году в семье Феофана Феофановича Демьянока и его жены Анастасии Васильевны, в девичестве Новак. У Ксении, которую в семье звали Ася, была старшая сестра Евгения, через год появилась младшая – Нина, в 1913 году брат Анатолий, в 1914 – Борис, а в 1917 – самый младший – Владимир, известный сейчас как польский поэт Станислав Мисаковский.

Усадьба, в которой она родилась, располагалась на главной улице села, идущей с севера на юг. От улицы ее отделял забор с широкими въездными воротами и пешеходной калиткой. В трех-четырех метрах от забора стоял дом, состоящий из четырех комнат, кухни, сеней и кладовой. Самая большая комната называлась зал. Она по форме напоминала букву «Г», два окна выходили на улицу два во двор. Зал использовался для семейных праздников. В нем царила идеальная чистота, располагались лучшая мебель, проигрыватель и музыкальные инструменты.

Ксения (Ася) Феофановна Демьянок

Ксения (Ася) Феофановна Демьянок

В доме также была спальня, детская комната, сени и большая кухня, которая ежедневно использовалась и как столовая. Вдоль жилой части тянулись хозяйственные постройки: зернохранилище, конюшня, коровник, хлев для овец, свинарник и подсобные помещения в которых хранилась сельскохозяйственная техника и была обустроена ремонтная мастерская. Почти все помещения соединялись внутренним проходом, ведущем от кухни до свинарника. Зимой, чтобы покормить скот, не нужно было выходить во двор, так как запасы соломы и сена хранились на чердаках хозяйственных построек. Двор сзади закрывал сарай для зерна. За ним сад с фруктовыми деревьями и огород. Справа от двора возле въездных ворот находился глубокий колодец.

В середине двора перед сараем был ток – круглая площадь с утоптанной землей, на которой проходила молотьба – выделение зерна из колосьев. Детские воспоминания о молотьбе  Станислав Мисаковский использовал в стихотворении “Конный привод»:

Кольцом прикованный к земле, он вращает вокруг себя мир. Сестра погоняет Гнедка, тот бредет неведомо куда.

Мама и папа, впрягшись в машину, мечтают о хлебе насущном. Я подаю из сусека снопы. Дед увязывает нашу работу в мешки.

Так вращается привод – день за днем, год за годом. У всех голова идет кругом, но конца не видно.

Конный привод

Конный привод

Прямо у колодца стояло длинное деревянное корыто – поилка для коров и лошадей. Слева от колодца в глубине двора был глубоко вырытый в земле погреб. Там хранилась картошка, квашеная капуста, повидло и другие заготовки  на зиму, в летнюю жару – молоко, сливки, масло. Там же отец закапывал бутылку вина для каждого новорожденного ребенка. Оно предназначалось для свадьбы.

Рядом с подвалом стояла летняя кухня, это был отдельный домик, в котором летом не только готовили еду, но и ели. В правом углу кухни стояла гигантская хлебная печь, в центре – большой деревянный стол и скамейки. Летом здесь завтракали, обедали и ужинали. Здесь же кормили свиней, телят, кур, уток, собак, и кошек. Между летней кухней и сараем стоял курятник. Вся усадьба была своеобразным государством, управляемым царем, то есть главой семьи, Феофаном Феофановичем.

На базар

На базар

Когда в поле не было работы, отец чинил сельскохозяйственный инвентарь, ремонтировал упряжь, присматривал за домашним скотом, готовил зерно для посева. Ранней весной он вытаскивал плуги, бороны, сеялки, запрягал лошадей и ехал в поле. Под окнами кухни отец грузил на телегу мешки с пшеницей, свинью или теленка, вез на базар в город. На вырученные деньги покупал нужные вещи для дома.

Отец поддерживал с городом тесные контакты

по пятницам запрягал Гнедка

грузил на воз пузатые мешки

поросят

и нас

с мамой

 

на базаре он зазывал народ

нахваливал свой товар

самый отборный

самый ядреный

 

мать подтыкала юбку

покупатели пялились на упругие икры

верещали поросята

мешки уезжали на мужицких плечах

по кругу шла бутыль самогона

 

возвращались домой

отец хлопал Гнедка по холке

шлепал маму по заду

хохотал: неплохо мы нынче подзаработали, а?

цыкал на меня:

чего вылупился

а ну пошел вон!

и тащил маму в овин

 

Станислав Мисаковский «Контакты моего отца»

У каждого из детей были обязанности по хозяйству. Девочки отвечали за птицу, должны были кормить, поить, собирать яйца, ухаживать за цыплятами и следить, чтобы подопечные не причинили вреда саду и огороду. Евгения курировала кур, Нина – индюков, а Ксения – уток, причем ей досталась самая трудная работа.

Дети в поле

Дети в поле

Кроме Аси утки никого не признавали. Они так привязались к девочке, что не хотели отпускать ни на минуту. А девочке хотелось повеселиться и поиграть. Однажды, когда утки улеглись в тени и казались, что они спят – Ася бесшумно вышла на улицу. Но не успела закрыть калитку, как вся стая сорвалась и понеслась за ней. Утки догоняли девочку, хватали широкими клювами за икры, дергали платье и перекрывали дорогу.

Девочка зарыдала, попыталась убежать, но утки взмыли вверх, стали преследовать и кружить вокруг. Ксения побежала к маме и умоляла помочь. Но мать была строга:
– Утки твои, ты с ними и справляйся сама, а я сыта по горло своей работой.

Ася вернулась, дала корм, утки успокоились, спрятались в тени, засунули клювы под крылья и заснули. Но не все, остался дозорный, следящий за Асей.

Родители были строгими. Однажды одна из девочек на чердаке нашла старую книгу про принца с двумя женами. Книга так понравилась, что девочки поссорились – каждая хотела читать первой. Тогда решили разорвать книгу на три части, чтобы читать одновременно.

Читали тайно, больше всего боялись отца. Чтобы он их не застукал, на одного из мальчишек возложили обязанности часового. Когда папа возвращался домой, мальчик поднимал тревогу, девочки прятали листки и бежали исполнять свои домашние обязанности. В конце концов, мама отобрала у них обрывки книги и у всех на глазах бросила в огонь. Ее не тронули плач и причитания:

Мать Анастасия Васильевна Демьянок (Новак)

Мать Анастасия Васильевна Демьянок (Новак)

– Сами виноваты. Я должна была это сделать, чтобы вы не пренебрегали порученной работой. Кушать каждый из вас хочет, думаете,  что куры, утки, индюки не хотят? Нужно время так распределять, чтобы его хватило и на выполнение своих обязанностей и на чтение книги.

Впрочем, на том дело не закончилось – девочки пересказали друг другу прочитанные отрывки книги.

Работы на дому всегда было предостаточно. Девочки по очереди убирали комнаты, несли из колодца воду, поливали, стирали, штопали, шили, готовили корм для свиней, помогали родителям в поле. Самым жарким периодом было лето, особенно сезон сбора урожая. Тогда все вставали, и до восхода солнца каждый заранее знал, что делать, куда идти, что принести. Когда работа затягивалась, оставались в поле, спали чаще всего на телеге.

В чистом поле телега – постель, а мир дом. Выглядываю из-под толстой попоны: небо так близко, что кажется – рукой подать до звезд. Звезды жалуются на свою тяжелую долю в изгнании. Холодно нам, – говорят, – замучили снега, морозы, ветры.

 Я вспоминаю рассказы деда – когда-то его тоже донимали снега да морозы, однажды он чуть не замерз, хоть и вовсе не в небе. Если и он теперь там, среди звезд, — думаю я, опять небось мерзнет. Мне его жалко, я хочу позвать: «Дедушка, иди сюда, я тебя согрею», – но дед не возвращается, и я засыпаю, как суслик в норе.

 На рассвете отец расталкивает меня:

– А ну-ка приведи коней!

Холодная роса ползет по ногам, дрожью хватает за горло. Гнедок убегает, Вороной за ним. В глазах стекляшки льда, меня так и подмывает вернуться, но возле телеги отец держит наготове шлею и кнут. Генок, видно, тоже озяб: останавливается, дает себя оседлать. Вместе мы мчимся навстречу горячему дню.

Станислав Мисаковский «Ночлег в чистом поле»

Долгие зимние вечера проводились в кругу семьи. Феофан Феофанович обладал отличным музыкальным слухом, знал ноты, играл на разных музыкальных инструментах, организовал в селе коллектив художественной самодеятельности. Дети выступали в сельском хоре и домашнем театре. Все как в настоящем, о котором дети не имели понятия: каждому давали роль и заставляли учить наизусть текст.

Сбор урожая

Сбор урожая

Представления проходили в большой комнате, где устраивалась импровизированная сцена с занавесом. Режиссером был папа, актерами дети, зрителями – мама, иногда бабушка и тетя. Основная нагрузка приходилось на девочек – они были старше и уже ходили в школу. Им доверяли и мужские роли, девочки отрабатывали движения и голос. Ставили драмы, комедии, оперы известных русских и украинских авторов (Тарас Бульба, Островский, Гоголь, Крылов, Пушкин). Играли и зарубежную классику – Шекспира, Мольера, Гете, Верди.  Когда выступал хор, дети вставали в две шеренги по росту.

Любимыми праздниками были Пасха и Рождество, в которое проводили колядки. Группы колядников готовили наряды, натягивали диковинные шапки, а потом ходили по домам, пели рождественские песни и собирали угощения – пирожки и конфеты. Пасхальные яйца использовались для предсказаний. Били друг о друга яйца и загадывали, кто из родственников умрет раньше. Победитель забирал разбитое яйцо соперника и шел соревноваться со следующим.

Фри́дрих Эдуа́рдович Фальц-Фейн

Фри́дрих Эдуа́рдович Фальц-Фейн

Отец много работал и стал самым богатым человеком в селе. Брал в аренду все новые земли, в том числе у самого богатого человека херсонской губернии — Фри́дриха Эдуа́рдовича Фальц-Фейна, основателя заповедника Аскания-Нова. Это ему аукнулось в годы коллективизации. Но Ксения в этот момент уже выпорхнула из родительского гнезда и по примеру старшей сестры Евгении поступила в медицинское училище.

Другие материалы по теме:
Владимир Демьянок. Освобождение и второй побег
Владимир Демьянок. Годы в плену и побег
Лето 1941. Первый бой и разгром
Владимир Демьянок. В лагере смерти
Истоки: уланы, казаки и священники
Украинские предки, князь Трубецкой и вопросы реституции
В мире голубого сияния
Дети и война
Эвакуация, детдом и плантации опиумного мака
Иммунитет
Три сестры – учёба и любовь
Чётки памяти
Каннибализм, басмачи и опасная Чечня
Семья Гомоз и Войско Польское
Блокада Ленинграда и трудная дорога на юг
Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress