Когда испанский конкистадор Франсиско Писарро решил основать город – столицу новой колонии, он спросил о хорошем месте для поселения у индейцев. Нашел у кого спрашивать. Те, естественно, указали ему самое гиблое место. Так по легенде возникла столица Перу – город Лима.
Климат здесь действительно странный. Экватор, уровень моря, а все мерзнут как в Исландии. Все ходят по городу в теплых куртках и даже в шерстяных шапочках. И такая погода здесь – круглый год.
Все это из-за прибрежного океанского течения, которое несет свои холодные воды из Антарктики. Из-за этого над городом все-время стоит туман. Который закрывает от жителей солнце.
Среднее количество солнечных часов в день в июле в Лиме меньше чем в Исландии в феврале! А Исландия, находится у Полярного круга! Зимой там вообще бывает полярная ночь. Многие жалуются, что у нас в стране мало солнца. Россия на этом фоне выглядит вполне благополучно. Даже зимой в Москве среднее количество солнечных часов в день в десять раз больше.
Тем не менее, люди здесь живут. Лима — огромный город, в котором перемешаны старинные особняки в колониальном стиле, огромные современные здания из стекла и бетона и, конечно, традиционные для этих мест трущобы.
Мы остановились в дешевой, но очень уютной гостинице «Испаньол» в центре Лимы, в квартале ходьбы от монастыря святого Франциска. Номер – как музей. Все в испанском колониальном стиле, на стенах огромные картины, на тумбочках скульптуры. Бросаем рюкзаки, которые смотрятся совершенно чужеродными элементами в этом великолепии, и идем осматривать город.
На улице опять попадаешь в Перу. В каждом продуктовом магазине свободно продается чай из листьев коки, на лотках – леденцы из коки, в общем, кока везде, где только можно ее использовать. Хотя сами местные на первый взгляд ей не злоупотребляют. В Папуа все жевали местный наркотик бетель. Думал, так будет и в Перу. Что все прохожие будут жевать листья коки. В реальности, жующих на улице листья коки в Перу, я так и не увидел. Хотя в кафе, когда просишь чай, нужно уточнять, что хочешь именно черный чай. Иначе принесут чай с кокой – заваренные в кипятке три-четыре продолговатых листика.
Заходим в большой, старинный монастырь святого Франциска и опять переносимся в Испанию. Стены, увешанные картинами времен конкистадоров, огромные залы, увешанные портретами разных святых, старинная библиотека.
Очень интересны расположенные под монастырем катакомбы. Говорят, что подземные ходы тянутся далеко за пределы монастыря. Это не проверял, но и доступные для посещения казематы впечатляют. Особенно местная традиция выкладывать узоры из человеческих костей. То уложат черепа и берцовые кости в виде солнышка, то в виде елочки. Как-то это все выглядит не по нашему, как глумление над прахом умерших. Впрочем, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Особенно, в такой древний монастырь.
А в целом, ощущение, что попал во времена Конкисты, здесь есть. Легко можно представить, что сейчас откроется очередная дверь и мы увидим завоевателя Перу – Франциско Писсаро, размышляющего, где бы еще найти золото.
Поражает легкость, с которой Франсиско Писарро захватил империю инков. Не многие знают, что это был не первый поход конкистадора. Первый состоялся в 1825 году, когда впервые в письменном источнике – докладе о результатах похода появилось название Перу. В следующем году Писарро повторил поход к новым землям и даже оставил на берегу двух разведчиков-европейцев. С ними лично познакомился правитель инков Атауальпа, после чего пленников принесли в жертву богу Виракоча. По всей видимости, с тех пор белых людей стали называть в Перу «виракоча».
Так что белых людей инки видели и до третьей, решающей экспедиции Франсиско Писарро, начавшейся в 1531. Тем более удивительна легкость, с которой отряд Писарро из 168 человек одержал в 1532 году победу над огромным войском Атауальпы. Некоторые источники утверждают, что Писарро коварно обманул верховного инку, взяв его в плен во время переговоров. А конкистадор Франсиско де Чавес утверждал, что Писарро сначала смог напоить вождя инков и его полководцев отравленным вином, после чего устроил резню практически не сопротивлявшихся индейцев, в которой убил 20 000 инков, не потеряв в «сражении» ни одного солдата.
За свое освобождение, взятый в плен Атауальпа предложил выкуп – завалить комнату, в которой он содержался, золотом на высоту его поднятой руки. Выкуп был заплачен, но императору инков это не помогло. Писарро получив золотые изделия, переплавил их в слитки, а самого императора казнил.
Осмотрев монастырь, отправляемся на океанский берег. Купаться тут не хочется – сильный холодный ветер и большая волна. Зато можно посидеть и полюбоваться морскими просторами. Совсем недавно мы были на Атлантическом океане и купались на солнечных пляжах Копакабаны. Теперь, пересекли вдоль Амазонки всю Южную Америку в самой широкой ее части и сидим на хмуром берегу Тихого океана. Когда-то об этом мы и не мечтали. А в наше время это сделать уже совсем не трудно.
Николай Носов. Июнь 2013.
Фото автора
Другие материалы о летнем походе -