Станислав Мисаковский – первые стихи

ставрополь1_

Мало кто знает, что известный польский поэт Станислав Мисаковский опубликовал свои первые стихи еще до войны. Причем в СССР и звали его тогда Владимир Демьянок.

После попытки похищения ребенка мой дед, врач Борис Метлин незамедлительно отправил жену с дочерью Ией из Чечни в Ставрополь к отцу Ксении – Феофану Феофановичу Демьяноку, а сам остался добиваться перевода из опасной республики. В Ставрополе у отца в это время находился и самый младший брат Ксении – Владимир.

Ия Борисовна Сурикова (Метлина)

Ия Борисовна Сурикова (Метлина)

Володя, который в подростковом возрасте жил в семье Ксении и Бориса в Гудермесе, учился там в школе и даже немного изучал чеченский, стал Ие любимым старшим братом. Ия впоминала, как  дядя Володя укладывал ее спать, читал сказки и стихи, под которые маленькая девочка засыпала. Носил ее на плечах через весь город в парк на танцы, там развлекал девочку и возился с ней как со своим ребенком.

Отмечала его доброту и любознательность – Владимир много читал.  Будущий поэт отлично рисовал, где-то до сих пор хранятся его почти профессиональные зарисовки, сделанные карандашом.

Еще одна особенность – любовь к разбушевавшейся стихии. С детства его интересовали атмосферные явления. В селе Нововознесенское в грозовые ночи сидел у окна до рассвета, чтобы не пропустить ни одной молнии. Наблюдал за любой бурей, независимо от того где находился – дома, в лесу, в поле или в дороге. Собирал народные приметы. Знал типы облаков – какие принесут грозу, проливные дожди или град, а какие сами без следа растворятся в небе.

Владимир Феофанович Демьянок (Станислав Мисаковский)

Владимир Феофанович Демьянок (Станислав Мисаковский)

Наблюдения продолжились в Ставрополе. Когда начиналась гроза, сверкали молнии, лил дождь – Владимир поднимался на крышу, чтобы любоваться буйством непогоды. Мать ругалась, на следующий день начинало болеть застуженное еще в детстве колено, которое жалея любимого дядю гладила маленькая Ия. Но в следующий раз, когда начиналась гроза – Володя опять лез на крышу.

Феофан Феофанович советовал после окончания школы пойти в медицинский, но Владимира тянуло к изучению погоды, и он подал документы в тогда единственный в СССР Институт метеорологии и океанологии в Москве. Экзамены сдал на пятерки, но в институт все равно не зачислили. Видимо сказалось классовое происхождение. Пришлось поступать в Ставропольский зоотехнический институт – в регионах не так внимательно контролировали анкеты абитуриентов. Но любовь к метеорологии не прошла – в Ставрополе Владимир познакомился с сотрудниками метеостанции и даже готовил научную работу о факторах, влияющих на точность прогноза погоды.

Тогда же Владимир начал тайно писать прозу и стихи, но никому не показывал, опасаясь, что произведения попадут не туда, куда надо. Для публикации Володя написал несколько патриотических стихов и отправил в газету «Ростовская правда». Получил положительный отзыв из редакции, но с замечанием, что в строке «На полях родной России тарахтят тракторы» есть намек на национализм. Есть единый и неделимый Советский Союз и нельзя прославлять одну из республик, так как это подрывает равенство народов.

В конце концов, одно из его произведений в 1936 году опубликовали, но это было совсем не то, что хотел Владимир.  Поэт не обрадовался, не стал показывать публикацию даже родным и больше ничего не посылал в газету.

Анастасия Васильевна Демьянок (Новак)

Анастасия Васильевна Демьянок (Новак) Ставрополь, ул.Лермонтова 123, 1954 г.

Стал писать для себя, «в стол», по ночам.  Это замечала только мать – Анастасия Васильевна, но в дела сына не лезла.

В 1939 году Владимир получил диплом с отличием об окончании института и как лучший выпускник курса смог выбрать место работы в Ставрополе, в отделе оперативной статистики Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства (предшественник нынешнего Государственного научного учреждения Ставропольского НИИ животноводства и кормопроизводства).

Чтобы скрыть связь с репрессированным отцом старшая сестра Евгения изменила отчество на Федоровна, а выйдя замуж за Евгения Гомоза – и фамилию. Вслед за мужем – военным ветеринаром часто переезжала на его новые места службы. Первый сын Вячеслав родился в 1933 году в Каховке, второй Вольдемар – в 1933 году в Белоруссии.

Сестра Ксения с мужем Борисом перебрались в Камышин на Волге, где в 1937 году у них родилась дочь Римма, а в 1939-м – Света. Третья сестра Нина после окончания Ставропольского педагогического института получила работу в Комсомольске-на-Амуре, где вышла замуж за учителя Владимира Мартынова, выходца из старой казачьей семьи. Брат Борис после окончания учебы во Владикавказе остался там работать.

Ставрополь. Всероссийский НИИ овцеводства и козоводства

Началась Вторая мировая война. Международная обстановка становилась все сложней, будущее представлялось мрачным. Весной 1940 года на военную службу призвали старшего брата Анатолия. С сильно сдавшими родителями остался только младший сын Владимир.

Тревожная атмосфера нашла отражение в его новых, так никогда и не опубликованных стихах. Страна стояла на пороге большой войны. В частях ощущалась острая нехватка офицерского состава и многих выпускников ВУЗов стали призывать на офицерские курсы. Не избежал этой участи и Владимир Демьянок, которого призвали в 1940 году.

Стихи Владимир хранил на чердаке, а перед отъездом из Ставрополя свернул рукописи в рулон, засунул в трубу, закупорил для герметизации края и закопал в подвале. Возможно, первые стихи польского классика до сих пор лежат в ставропольской земле, но скорее всего их уничтожили при сносе дома Феофана Феофановича.

Другие материалы по теме:
В годы Большого террора
Ксения и Владимир. Голод в Гудермесе
Ставрополь – город ссыльных
Феофан Демьянок: после НЭПа
Детство Ксении Демьянок
Владимир Демьянок. Освобождение и второй побег
Владимир Демьянок. Годы в плену и побег
Лето 1941. Первый бой и разгром
Владимир Демьянок. В лагере смерти
Истоки: уланы, казаки и священники
Украинские предки, князь Трубецкой и вопросы реституции
В мире голубого сияния
Дети и война
Эвакуация, детдом и плантации опиумного мака
Иммунитет
Три сестры – учёба и любовь
Чётки памяти
Каннибализм, басмачи и опасная Чечня
Семья Гомоз и Войско Польское
Блокада Ленинграда и трудная дорога на юг
Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress